Великолепная музыка на прекрасные слова
История христианства / Величайшее наследие / Музыка и литература / Великолепная музыка на прекрасные слова

В XVII веке наступил настоящий расцвет церковной музыки, особенно в Италии, где родилось искусство оратории. Но лютеранин Иоганн Себастьян Бах (1685—1750) стал, возможно, величайшим композитором в западной культуре. Он создал несравненные произведения и был потрясающим органистом, однако общественное признание его работы было долгим и трудным. Он положил библейское повествование на музыку, как никто другой до или после него. Его современник Г. Ф. Гендель написал много ораторий, включая «Мессию» (1741) — пожалуй, наиболее популярную из всех религиозных композиций. «Сотворение Мира» И. Гайдна, созданное в 1798 году,— другая великая работа из ораторного репертуара, написанная ревностным христианином.

Далеко не все приветствовали и одобряли такие известные оратории, как «Мессия». Уместно ли делать личность Иисуса Христа объектом того, что выглядело и преподносилось как популярное развлечение?

Сходные вопросы задавались по поводу современных фильмов и представлений. Критики указывали, что такие шоу, как «Иисус Христос — Суперзвезда» создают совершенно новый образ Иисуса, облекая Его в ритмы современной рок-музыки. Другие отмечают, что такие мюзиклы, как «Годс-пелл», пьесы вроде «Сын Человеческий» Денниса Поттера и фильмы вроде «Иисус из Назарета» содержат

значительный материал из Евангелий. Они по-новому обращаются к тем, кто находится вне христианского сообщества.

Гайдн, Шуберт, Верди и Брамс стоят в ряду великих композиторов, писавших мессы. Это музыкальное сопровождение к пяти лирическим и важным пассажам из церковной службы по латинскому обряду. Среди величайших можно назвать мессу «Реквием» Моцарта (1791), мессу И. С. Баха би-минор (завершенную в 1738 году) и мессу Л. Бетховена (1825).

Описание Страстей Господних с использованием слов из Евангелия также было плодотворным источником музыкального вдохновения. Двумя величайшими примерами этого жанра являются «Страсти св. Матфея» и «Страсти св. Иоанна» Иоганна Себастьяна Баха.

Композиторы продолжают черпать вдохновение из Писания, литургии и христианской поэзии. В хоровой музыке по-прежнему популярно «Распятие» Стейнера (1887). Среди других музыкальных произведений можно назвать обработку поэмы кардинала Ньюмена «Сон Геронтиуса», выполненную Эдвардом Элгаром в 1900 году, «Пир Валтасара» Уильяма Уолтона (1931), «Чичестерские псалмы» Леонарда Бернстайна (1965). Многие современные композиторы, такие, как Джон Раттер, Жан Тавенье, Джеймс Макмиллан, Эндрю Картер и Филип Мур, находят вдохновение в христианских темах.