Музыка и слова
История христианства / Величайшее наследие / Музыка и литература / Музыка и слова

Искусство нотной записи появилось около 1000 года от Р. X. Теперь хор мог петь мелодию, которую певчие никогда раньше не слышали, просто читая знаки на бумаге! Впервые мелодия могла быть зафиксирована и даже связана с именем композитора. Искусство музыкальной гармонии быстро развивалось, и композиции становились все более усложненными. В XIV веке такие реформисты, как Джон Уиклиф, высказывали предупреждение, которое четыре века спустя было повторено Джоном Уэсли и сохраняет свою актуальность в наши дни. В чем смысл красивой музыки, спрашивал он, если она затуманивает смысл текста и подчас сочиняется теми, кто не верит в Бога?

• В 1519 году Эразм Роттердамский остро критиковал «декоративную» музыку, мешавшую пониманию текста: «Современная церковная музыка такова, что конгрегация не может слышать ни единого четко произнесенного слова. Певчие сами не понимают, что они поют . Слова в наши дни ничего не значат».

• Во времена Реформации произошел сдвиг от длинных, усложненных строк и гармоний на латинские тексты к простым английским размерам, понятным для слушателей. В предписании Холгейта от 1552 года настоятелю Йоркского кафедрального собора говорится:

«Настоящим требую и указую, чтобы не использовались никакие иные гармонии, за исключением простого нотного строя, где каждый слог может произноситься ясно и отчетливо, безо всяческих повторений, кои могут повлечь недоразумение среди слушателей».

• Трентский Собор (1545—1563) добавил свою просьбу о том, чтобы слова литургии были ясно слышны, а мелодия не давала пищи для вульгарных ассоциаций. Эта просьба до некоторой степени звучала как признание своего поражения.

• В 1550 году Джон Мирбек предложил свою «нотную» версию главных церковных служб, состав ленную согласно идеалам Реформации, со свободными ритмами, совпадающими с естественным произношением слов. Признание пришло гораздо позже, когда его работа, уже по иным причинам, была восстановлена в прошлом веке. Труды Томаса Теллиса и Уильяма Берда в XVI веке и Генри Парселла в XVII веке и поныне сохраняют притягательность для многих верующих.