Самые ранние дни
История христианства / Величайшее наследие / Священные места, искусство и архитектура / Самые ранние дни

Пастырство Иисуса проходило в основном под открытым небом. Ни маленькая группа Его учеников, ни толпы, собиравшиеся послушать Его, не нуждались в храме для Богослужения или в зрительном великолепии для пробуждения религиозных чувств. Время от времени так бывает и в наши дни. Встречи для Богослужения на свежем воздухе -на опушке леса или на берегу озера — часто становятся для нас драгоценным воспоминанием. Но это не означает, что Иисус отвергал все священные места и здания или их прекрасное убранство. Вспомним: после Его воскрешения ученики ежедневно встречались в приделах Храма.

Пастырство Иисуса опиралось на иудейскую религию. Он и Его первые последователи были воспитаны в духе иудаизма и следовали установлениям Священного Писания. Иудаизм был и остается строго общинной религией. Частные или групповые интересы рассматривались в контексте Богослужения и послушания, требуемого от всех верующих. Во времена Иисуса Богослужение включало ежедневные жертвоприношения, совершаемые согласно закону Моисея в иерусалимском Храме. Эта традиция была восстановлена и пышно обставлена царем Иродом «Великим» (блестящим тираном, чьи строительные начинания, иногда посреди пустыни, были головокружительными) .

Некоторые иудейские секты были решительно настроены против Храма и его духовенства. Это происходило не вследствие неприятия Храма как такового или происходивших в нем обрядов, но из-за того, что, с их точки зрения, Иерусалим был осквернен сотрудничеством с римскими оккупационными властями. Для этих сект сотрудничество с римлянами означало компромисс с язычниками, чтившими многих Богов.

Но христианство вскоре отделилось от своих еврейских корней. Ранние христиане осознали, что жизнь, смерть и воскрешение Иисуса избавили их от необходимости посещать Храм и приносить в жертву животных. Они пришли к пониманию того, что на кресте Иисус стал нашим Первосвященником, который принес одну безупречную жертву: собственную жизнь. Поэтому христианское Богослужение проходило в домах либо под открытым небом, как во времена пастырства Иисуса.

Однако это продолжалось недолго. Любое движение, существующее в течение двух -трех поколений, стремится создавать собственные учреждения. Так случилось и с Церковью. По мере увеличения числа верующих и распространения в разных странах и культурах, она разработала организацию, заметную роль в которой играли «священные места».

Наиболее известными местами раннего христианского Богослужения были катакомбы (погребальные чертоги), где люди могли встречаться для молитвы и совместного поминания умерших. Катакомбы были идеальным местом для собраний, так как в течение первых трехсот лет Церковь постоянно подвергалась гонениям. Когда сложилась традиция «священных мест» христианства, живопись начала использоваться для украшения и наставления верующих. Наиболее ранней известной формой христианского искусства являются катакомбные росписи. Они часто изображают Иисуса как:

• доброго Пастыря;

• царя, обещающего спасение;

• подателя Святого Причастия.

Некоторые из наиболее состоятельных христиан были похоронены по римскому обычаю в резных каменных гробах. Резные украшения изображали Иисуса и Его учеников или христианские символы, вместо Богов греческой и римской мифологии.

Христианское Богослужение не всегда совершалось тайно, даже в первые 300 лет истории Церкви. Самой древней из известных христианских церквей является дом, приспособленный для этой цели вскоре после 200 года от Р. X. и ныне расположенный на территории Сирии. Две комнаты были превращены в баптистерий (крещальный бассейн) и украшены настенными росписями. Похожая «домашняя» церковь два века спустя была основана в Британии, в Лаллингстоуне (графство Суссекс). Христиане начинают строить