Церковь и общество
История христианства / Ключевые эпизоды в истории христианства / До наших дней / Церковь и общество

Промышленная революция принесла Богатство немногим избранным, но для большинства других она означала бедность, лишения, утрату ориентиров и разрыв со своей культурой. Десятки тысяч людей переселялись из сельской местности в новые, однообразные, наспех построенные индустриальные зоны и города. Реакция Церкви была двойственной: равнодушие смешивалось с вынужденной тревогой. Последнее дало толчок к разработке обширных жилищных программ и участию Церкви в вопросах общественного устройства, нравственности и образования. Армия Спасения, основанная Уильямом Бутом (1829—1912), прославилась своей благотворительной деятельностью и музыкальными представлениями. Другие христиане начали сомневаться в целесообразности экономических теорий, обрекавших на страдания великое множество людей.

Ф.Д. Морис (1805—1872), англиканский теолог, с особенной остротой поставил под сомнение следующие принципы:

• культ индивидуализма;

• прославление конкуренции как неизбежного закона экономики;

• некритическое отношение к принципу laissez-faire (невмешательство государства в рыночную экономику).

Христианство, говорил Морис, взывает к сотрудничеству и должно убеждать людей в ценности своих взглядов на природу человеческой личности. Поэтому в 1848 году он основал движение христианских социалистов. Этому движению была суж-дена недолгая жизнь, но его идеи продолжали существовать и повлияли на многих, включая некоторых ведущих политиков. Морис заложил традицию сомнения в ценностях капитализма и некоторых его методах. Среди тех, кто следовал по тому же пути, был Чарльз Кингсли, апологет «христианства с крепкими мышцами» и автор книги «Дети воды». В этом романе описывается бедственное положение мальчиков-трубочистов и поднимается проблема детского труда в целом.

Лев XIII (Папа с 1878 по 1903 г.) в 1891 году выпустил энциклику Rerum Novarum, которая стала важной вехой в отношениях между Церковью и обществом. Наряду с нападками на социалистов там утверждалось, что у рабочих есть права, а у работодателей есть обязанности, в число которых входит выплата достойного жалованья.

В течение всего XX века различные организации выступали за смену или радикальное обновление капиталистического строя. Одним из важных событий была конференция по политике, экономике и гражданству (КОПЕК), состоявшаяся в Бирмингеме в 1924 году. На конференции был брошен вызов принципу экономического индивидуализма. Уильям Темпл, будущий архиепископ Кентерберийский, был одним из ведущих участников. Он говорил о принципах равенства и о необходимости «подчинить интересы прибыли интересам служения». Все это способствовало появлению в Британии «закона о благосостоянии» (1948).

В Библии ясно звучит проповедь личного искупления и призыв к общественной деятельности. Сосредоточенность только на первом пункте может привести к равнодушию по отношению к плохим общественным условиям. Наряду с этим существует опасение, что так называемая «общественная проповедь», затрагивающая острые политические и экономические вопросы, может заменить духовную проповедь Слова Божьего, обращенную к отдельной личности. Иногда это случалось на самом деле. На конференции ВСЦ в Бангкоке (1972) тема спасения дискутировалась как понятие, всецело связанное лишь со «структурным грехом» общества, а не с личными грехами конкретных людей.

Достигнуто широкое согласие в том, что церкви должны стремиться к применению евангельских принципов во всех аспектах жизни общества. Одним из примеров такого стремления является доклад англиканской церкви, озаглавленный «Вера в городе» (1985), призывающий политиков и саму Церковь бороться с нищетой в крупных городах. Доклад подвергся сильной критике со стороны консервативных политиков, но лег в основу Городского Фонда Церкви, продолжающего финансировать широкий круг проектов. Второй доклад, озаглавленный «Жизнь в городе», был опубликован в 1995 году.