Возрождение
Как это часто происходило в истории христианства, Святой Дух вдохнул жизнь в тело Церкви, отчаянно нуждавшееся в помощи свыше. Одним из первых признаков оздоровления было движение пиетистов в Германии во второй половине XVII века. Пиетисты вернулись к основным принципам:
понятию греха, искупительной жертве Христа, важности веры и всепрощения. В то время как традиционные конфессии стали холодными и рассудочными, пиетисты были непосредственны, жизнерадостны и всецело преданы распятому Спасителю.
Их наиболее знаменитым представителем был граф Цицендорф (1700 — 1760), лидер движения «моравских братьев», происхождение которого восходит к Яну Гусу (1369—1415). «Моравские братья», или гернгутеры, в свою очередь оказали влияние на Джона Уэсли (1703—1791), побывавшего на их собрании в мае 1737 года. Его сердце «странно согрелось», когда он слушал чтение комментария к «Посланию к Римлянам» Мартина Лютера. В этот момент он обрел новое понимание того, что Христос сделал для него.
Хотя Уэсли обладал острым умом и имел широкий круг интересов, центральное место в его сердце занимала вера в Бога. Наряду с другими евангельскими христианами — такими, как великий оратор Джордж Уайтфилд (1714—1770) и теолог Джонатан Эдвардсон (1703—1758), его проповеди оказали мощное влияние на умы и сердца людей. Слушателями часто были простые труженики, в большей или меньшей степени остававшиеся вне Церкви. Как ни печально, англиканской церкви не хватило дальновидности и изобретательности, чтобы удержать методистов (так называли последователей Уэсли) в своем лоне. Постепенно они образовали другую конфессию.
Религиозное возрождение стало реакцией на определенные последствия эпохи Просвещения. Как и философия Просвещения, оно во многом опиралось на «свидетельства», основанные на личном опыте -в данном случае, на опыте людей, чья жизнь преображалась благодаря вере в Христа. Это было ответом Церкви на вызов, брошенный новой культурой; или, как утверждали сами верующие, это было ответом Бога.
Некоторые христиане попали под влияние новых идей, однако не изменили свое вероисповедание. В качестве примера можно привести «клапхэмскую секту» -- группу видных политиков, ученых и де-ловых людей. Они были евангельскими христианами, оставшимися в лоне англиканской церкви. В их цели входило обращение к христианству средних и верхних слоев общества и борьба с социальными злоупотреблениями. Выдающимися лидерами движения были Уильям Уилберфорс (1759—1833), кембриджский священник Чарльз Симеон (1759—1836) и лорд Шафтсбери (1801 — 1885). Движение сделало следующее:
• помогло положить конец работорговле;
• боролось за улучшение условий труда на фабриках, шахтах и фермах;
• помогло установить нормированный рабочий день для детей;
• вместе с методистами помогло избавить Британию от упадка нравов и коррупции в Церкви в конце XVIII века.
Таким образом, движение заложило основу для более высокого нравственного и религиозного духа викторианской эпохи (1836—1901). Эту эпоху часто (и до некоторой степени справедливо) обвиняли в лицемерии, но в то же время в обществе произошло немало крупных реформ. Некоторые историки утверждают, что евангельское «возрождение» сыграло ведущую роль в том, что, в отличие от континентальной Европы, Британия не испытала таких потрясений, как Франция в революцию 17891795 годов.