Другие лидеры реформацииИстория христианства / Ключевые эпизоды в истории христианства / Реформация / Другие лидеры реформации
Улърих Цвингли (1484—1531), отреагировавший на тот же духовный кризис, что и Мартин Лютер, пришел к сходным выводам. Однако работа над ними происходила в совершенно иной обстановке: в городе-государстве Цюрихе. Цвингли испытал более сильное влияние гуманистических идей, чем Лютер. Гуманизм XVI века был христианским движением, состоявшим из людей, заинтересованных в сохранении культурного и исторического наследия, открытого в эпоху Возрождения. Выдающимся гуманистом был Эразм Роттердамский (1469—1536), использовавший идеи Реформации для резкой критики официальной Церкви.
В 1516 году Эразм Роттердамский выпустил греческую версию Нового Завета. В течение нескольких веков Новый Завет был известен лишь в латинском издании (так называемая Вульгата). Когда люди обратились к оригинальному тексту, написанному на греческом языке, их взору открылись всевозможные нюансы, смысл которых был случайно или умышленно затемнен в Вульгате. Например, они поняли, что нужно переводить призыв из Евангелия от Матфея, 4:17, не как «исполняйте епитимью», но скорее как «покайтесь». С того времени Иисус начал проповедовать и говорить: «покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное». Сам Эразм Роттердамский не покидал лона католической церкви, но во многих отношениях его критика нравов церкви (в противоположность ее теологии) была еще более радикальной и уничтожающей, чем критика Лютера. Были и другие мыслители, разделявшие его взгляды.
Цвингли восхищался идеями Эразма. Движение Реформации, которое он возглавил в Цюрихе в конце 1520-х годов, было более непримиримым и рациональным, чем движение Лютера. Цвингли отвергал догмат о физическом присутствии Христа («Реальном Присутствии») в элементах евхаристии. В соответствии с этим внутреннее убранство цвинглианских церквей было максимально упрощенным: свободное пространство с голыми побеленными стенами. Многие из его последователей были недавно разбогатевшими торговцами и ремесленниками. Их привлекала не только новая теология, но и возможность бросить вызов существующему положению вещей. Цвингли втянулся в политику швейцарских городов-государств и погиб в сражении между католическими и протестантскими кантонами.
Подобно Цвингли, француз Жан Кальвин (1509—1564) испытал глубокое влияние гуманизма и обратился к протестантскому пониманию Божьей милости. Приехав помогать Реформации в Женеве, он, невзирая на мощное сопротивление, создал церковь с четкой структурой, полностью отделенную от государства. Он был блестящим теологом великого ума и глубины. Его труды («Наставления в христианской вере» и комментарии к Библии) объемны, но читаются с замечательной легкостью. Кальвин основал академию, посылавшую духовных наставников в другие страны Европы. Он создал гибкую структуру Церкви, способную адаптироваться и вызывать во враждебных государствах, что не удалось лютеранству. Само учение кальвинизма часто выказывало косность и меньшую терпимость, чем его основатель. Оно распространилось во Франции, Германии, Шотландии, частично в Германии, Польше, Венгрии и Англии.