Откуда взялись эти идеи?
История христианства / Центральная фигура / Иисус Христос / Откуда взялись эти идеи?

Первыми учениками Иисуса были Богобоязненные иудеи, строгие монотеисты. Они часто цитировали Шему: «Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть» (Второзаконие, 6:4). Заметьте: Бог един. Большинство иудеев отказывалось принять римских Богов или признать божественную власть римского императора, ибо таким образом отрицалась их вера в единого Бога. Поэтому мы можем посочувствовать иудеям, возражавшим против экзальтированных представлений об Иисусе, распространяемых Его последователями. В идее о том, что человек может воплощать в себе божественное начало, для язычников не было ничего нового. Но для евреев она была немыслимой. Однако некоторые из них научились думать о немыслимом. В то же время они настаивали на своем монотеизме и продолжали хранить преданность единому истинному Богу.

В замечательно короткое время ранние христиане пришли к поразительному выводу, что Иисус был божеством в той же мере, что и человеком. Это частично объясняется их верой в Его воскрешение (см. главу 3). Но ростки понимания содержатся в учении самого Иисуса: в Его словах о власти, о Храме и Новом Завете, о которых мы упоминали ранее. Разумеется, Иисус не провозглашал открыто: «Я есмь Бог». Тем не менее он с радостью признавал свою зависимость от Бога, своего «Отца Небесного». Он не был узурпатором. Но он действительно заявлял о своей особой связи с Богом; Он говорил о своей особой миссии от Бога; Он сообщал о своей исключительной способности делать вещи, возможные лишь для Бога.

Таким образом, сам Иисус заложил основы языка, который используется для Его описания в Новом Завете, а позднее — в Никейском и других символах веры. По словам профессора С. Г. Додда, «Его слова обладали божественной властью, а Его поступки были исполнены божественной силы». С годами сформировалось четкое христианское представление о Боге. Он триедин: Отец, Сын и Святой Дух. Эта доктрина Святой Троицы не была изобретена ранними христианами; ее зерна

можно найти в учении самого Иисуса, а пышные всходы встречаются на других страницах Нового Завета.

* «Который есть образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари . все Им и для Него создано» (к Колоссянам, 1:15 - 16).

* «Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога, и общение Святого Духа со всеми вами. Аминь» (2-е к Коринфянам, 13:13).

* «Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе; Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу» (к Филиппийцам, 2:5-6).

* «Фома сказал Ему (Иисусу): Господь мой и Бог мой!» (Иоанн, 20:28).

В то же время авторы Нового Завета утверждают, что Иисус был реальным человеком. Их задачей было провозгласить о том, что Бог проявляет себя через Иисуса Христа, а не размышлять о сокровенной природе Бога. Такие измышления появились позднее, когда христиане стали задумываться над отношениями между Отцом, Сыном и Святым Духом. Результат этих зрелых размышлений можно видеть в Никейском и других символах веры.