Реформация
Церковь позднего средневековья была сложным и причудливым организмом. Во многих ее учреждениях очевиден упадок, но ее жизнеспособность и разносторонность еще более поразительны» (Имон Даффи).
В «Атласе христианской Церкви» этот автор перечисляет некоторые признаки упадка.
1. Коррупция и неравенство
Из 670 европейских епископатов 300 находились в Италии; в Германии и Центральной Европе было лишь 90 епископатов. Епископ Винчестерский получал 1200 флоринов; епископ Росса в Ирландии получал 33 флорина.
2. Необразованное приходское духовенство
Многие священники были неофициально «женаты» и бедствовали.
«Внебрачное сожительство получило широкое распространение. Бедствующий священник, отец нескольких детей, по воскресеньям читал невразумительную проповедь, а остальные дни работал с семьей на своем земельном наделе. Такая картина была характерна для всей Европы».
3. Упадок монашества
«В Англии преобладала благоденствующая посредственность. В других местах — например, в Италии и частично во Франции — многие монастыри пользовались открыто скандальной репутацией. Численность послушников повсеместно сокращалась, и горстки монахов жили в роскоши на доходы, предназначенные для существования сотен людей. Сексуальная распущенность не была чем-то необычайным».
Но были и положительные моменты:
1. Реформаторские группы
Они существовали во всех религиозных орденах. Некоторые епископы практиковали созерцательное благочестие, основанное на Евангелиие. Это движение (Всусіїс Мсёета, «Современная набожность») нашло классическое выражение в труде «Подражание Христу» Фомы Кемпийского (1380 — 1471).
2. Проповедь
Проповедь была очень популярна, и службы, проводимые доминиканскими или францисканскими братьями, привлекали большое число людей.
3. Сильный общинный элемент среди мирян
Каждый приход имел по меньшей мере одно «братство»: религиозное сообщество мирских людей. В Европе, особенно в Италии, эти братства занимались благотворительностью: помощью умирающим, больным и заключенным. Они организовывали приюты для сирот, госпитали и дома призрения. Побуждаемые верой в чистилище (см. главу 9), они финансировали и проводили мессы и общие молитвы за умерших.
Исходя из этого, мы должны понять устремления молодого немецкого монаха, которые нашли глубокий отклик в сердцах тысяч людей по всей Европе.