Рождение монашества
История христианства / Ключевые эпизоды в истории христианства / Первые пять веков христианства / Рождение монашества

Идея об отказе от мирских удовольствий ради Христа (аскетизм) встречается уже в Новом Завете. Начиная со II века нашей эры ее связывали с непорочностью. Здесь находятся истоки монашества — движения, которое началось с обращения императора Константина, а следовательно — с окончанием эпохи гонений и мученичества. Возросшая популярность христианства сама по себе составляла проблему для некоторых верующих. Они хотели удалиться от церковной политики и найти тихое место для молитвы и послушания. Все больше людей исполнялись решимости возносить хвалу Богу и сражаться с силами зла вдали от искушений повседневной жизни.

Около 285 года от Р. X. Великий Антоний Египетский (251—356) ушел в пустыню на берегах Нила и стал жить отшельником. Он приобрел широкую известность и стал примером для многих других благодаря жизнеописанию, составленному Святым Афанасием: «Инок еще не знал Великой пустыни»,— пишет св. Афанасий. Тяга же, почти переселение в пустыню начинается при Константине Великом. Происходит это сначала в Египте, и сразу же начинается раздвоение монашеского пути, образуя два рода жизни: отшельнический и общежительный.

Другой тип монашеских поселений — общежитие, или киновия,— был устроен Пахомием Великим (292 — 346), составившим свод правил для монашеских общин. Движение быстро распространялось. Василий Великий из Кесарии (330 — 379) дополнил основной свод правил требованиями заботы о бедных и нуждающихся, а также подчеркнул важность духовного развития. Его общежительный устав оказал влияние на историю монашества не только в Византии, но и на Западе. Св. Еврагий (346 — 399) внес более созерцательную, мистическую и интеллектуальную ноту.

Движение, которое началось на Востоке, получило поддержку на Западе в лице святого Иоанна из Кассии (360 — 435). Классическое определение монашества было дано св. Бенедиктом (480 — 550), разработавшим устав ордена бенедиктинцев. Разумное равновесие между работой и молитвой стало определяющим для монастырского движения. К V веку были заложены основы монашества, со всеми его сильными сторонами (беззаветное служение Богу) и недостатками, включавшими:

• отношение к своему исповеданию христианства как к единственно законному;

• больший акцент на человеческих «трудах», чем на божественной милости.