Евхаристия и авторитет духовенства
История христианства / Ключевые эпизоды в истории христианства / Первые пять веков христианства / Евхаристия и авторитет духовенства

Тройственная структура духовенства — дьяконы, священники и епископы -- появилась во II веке (она была изложена Игнатием Антиохийским уже в 106 году от Р. X.). Возобладали две основные идеи:

• епископат продолжает апостольскую преемственность, начиная от первых апостолов;

• используется церковный язык при осуществлении таинства евхаристии.

Понятие апостольской преемственности сначала применялось ко всем лидерам и наставникам христианства, так как они учили апостольским доктринам. Но во времена Киприана (епископа Карфагенского, ум. 258) только епископы считались прямыми преемниками апостольского учения в ряду предстоятелей Церкви, начиная от учеников Иисуса Христа. Это стало важным отправным пунктом в диспутах с теми, кто ставил под сомнение авторитет епископов.

В ранней Церкви не было четкого определения роли духовенства по отношению к священным таинствам. Постепенно название «священник» стало применяться к пресвитерам (от греческого новозаветного термина, означавшего «пастырь»). Вместе с этим семантическим сдвигом появилось понятие о центральной роли духовного лица в совершении таинства евхаристии. Епископ Киприан видел в священнике «служителя культа, предлагающего . жертву, принесенную самим Христом в освященных элементах» (Э. Т. Хансон). Такое отношение было очень далеким от представления о всех «людях Божьих»,

совершающих таинство евхаристии и благодарящих Господа. Оно послужило оправданием для создания «касты» священников.

Рим с самого начала обладал определенным превосходством, благодаря своему центральному положению в империи. Но в середине III века епископ Киприан Карфагенский вступил с епископом Рима в ожесточенную полемику по вопросу о равенстве всех епископов. Обращение императора Константина (312 г. от Р. X.) неизбежно повлекло за собой усиление роли Рима. Как ни парадоксально, Церковь особенно усилилась в V веке, когда империя вступила во времена своего заката и падения.

В 410 году Рим был захвачен вестготами под предводительством Алариха, и империя начала рассыпаться на части. В то же время епископ Рима был олицетворением авторитета и постоянства среди всеобщего краха. Лев I (Папа с 440 по 461 г.) был очень могущественным лидером. Он значительно укрепил авторитет папства своим утверждением, что апостол Петр говорит через него. Его притязания, в свою очередь, были подкреплены империей, увидевшей в нем оплот, способный противостоять наступлению варваров. Но Восточная церковь не приняла его претензий на верховную власть. Так были посеяны семена будущего конфликта.