Пересечение границ
История христианства / Ключевые эпизоды в истории христианства / Первые пять веков христианства / Пересечение границ

Сначала к новому движению присоединялись только иудеи. Но вскоре язычники (собирательный термин для всех неиудеев) тоже обратились к Христу в сирийской Антиохии, где верующих впервые стали называть «христианами». Язычники стали одной из первых серьезных проблем для молодой Церкви. Следует ли вообще проповедовать Слово Божие для неиудеев? В пророческом видении Бог дал Петру понять, что язычников нужно приобщить к Церкви. «И сказал им: вы знаете, что Иудею возбранено сообщаться или сближаться с иноплеменником; но мне Бог открыл, чтобы я не почитал ни одного человека скверным или нечистым» (Деяния, 10:28) . Но затем появился другой вопрос. Необходимо ли стать иудеем, чтобы следовать за иудейским Мессией? Не должны ли язычники, желающие приобщиться к Церкви, сначала обратиться в иудейскую веру: принять Закон, соблюдать воздержание от «нечистой» пищи и совершать обрезание?

Павел, великий теолог и стратег миссионерства, ответил на эти вопросы отрицательно. Многих христиан из числа иудеев такой ответ совершенно не устраивал. Они просто не представляли себе, что возможно следовать одному истинному Богу, не будучи иудеем. Ключевым утверждением Петра и Павла было то, что спасение означает освобождение от «закона». Быть христианином — значит прийти к Богу через веру в Иисуса Христа и Его учение. Больше для спасения ничего не нужно. Поэтому обрезание язычников представлялось не только лишенным смысла, но и вредным для Церкви. Начались ожесточенные споры. Дебаты привели к Иерусалимскому Собору (примерно 49 год от Р. X.), где восторжествовали взгляды Петра, Павла и Варнавы, поддержанные Иаковом (Деяния, 15).

Эти ранние знаменательные события в жизни Церкви помогли христианству пересечь национальные, культурные и социальные барьеры. Иное решение означало бы, что «движение Иисуса» осталось бы лишь незначительным течением внутри иудаизма, с минимальными возможностями для развития.

В будущем неоднократно возникали сходные проблемы: Церковь должна была проводить черту между основной традицией и культурными или религиозными дополнениями. Последние могли быть хороши сами по себе, но несущественны для Евангелия. Они могли представлять скрытую опасность, исподволь занимая место доктрины о спасении через Христа. Кроме того, они могли быть использованы одной из группировок внутри Церкви, чтобы заявить о своем приоритете над другими.