Фокус разногласий
История христианства / Христианская церковь / Современные движения / Фокус разногласий

Христианская Церковь часто служила естественным фокусом разногласий с официальной властью. В XX веке это проявилось с особенной очевидностью.

Мартин Лютер Кинг (1929-1968)

Немногие люди вскоре после смерти удостоились ежегодного общественного праздника в свою честь. Один из таких праздников отмечает достижения Мартина Лютера Кинга, пастора баптистской церкви Эбнезера в Атланте. Благодаря своему личному обаянию, мужеству, блестящим организаторским способностям и необыкновенному красноречию, он возглавил широкое ненасильственное движение за равные права чернокожих граждан США. Успехи, достигнутые «Движением в защиту гражданских прав», были значительными, но расовая дискриминация по-прежнему остается на повестке дня в США. Мартин Лютер Кинг пал от руки убийцы, как и Махатма Ганди, по примеру которого он основал свою кампанию ненасильственного сопротивления.

Берлинская стена

В конце 80-х годов, когда коммунистические режимы в Восточной Европе начали рушиться один за другим, христианские церкви находились в центре общественного протеста против старых порядков. Проводились торжественные молебны, крестные ходы с хоровым пением и вдохновляющими речами. Для церквей Восточной Европы жизнь при новом порядке упростилась (в том смысле, что они больше не подвергаются гонениям), но появились новые проблемы. Материализм, коммерциализация и гедонизм могут оказать на общество еще более пагубное влияние, чем марксизм. Некоторые восточные европейцы с ностальгией вспоминают былые времена.

Южная Африка

Старый расистский порядок в Южной Африке заявлял о своей приверженности христианству, и правящая белая партия была тесно связана с Голландской реформистской церковью. Но другие церкви выражали свое несогласие с политикой апартеида. Наиболее известным среди чернокожих христианских лидеров является архиепископ Десмонд Туту (лауреат Нобелевской премии), но есть и много других.

Новая, демократическая Южная Африка уверенно делает свои первые шаги, но ей предстоит долгий путь, и уровень насилия — наследие времен апартеида — все еще чрезвычайно высок. В своей биографии «Долгая дорога к свободе» Нельсон Манде-ла критически оценивает деятельность многих церквей, особенно Голландской реформистской церкви. Но как член методистской церкви, он с нежностью говорит о духовных наставниках своего детства: « .Церковь была озабочена мирскими нуждами не меньше, чем спасением души; я понял, что практически все достижения чернокожих африканцев стали возможными благодаря миссионерской работе Церкви». Он выражает особую благодарность своему методистскому наставнику (преподобному Мокитими) и архиепископам Тревору Хаддлстоуну и Десмонду Туту.