Власть и гонения
История христианства / Христианская церковь / Современные движения / Власть и гонения
Страница 1

Иисус пришел «не для того, чтобы Ему служили, но чтобы служить другим». На Тайной Вечере Он омыл ноги Своим ученикам, подавая им пример смиренного служения (Иоанн, 13:15). Но Церковь не всегда оставалась верной намерениям своего Основателя. Войдя в силу, Церковь часто предавала Бога. Частично это объясняется тем, что христиане разделяли многие предрассудки и суеверия, которые можно найти в любой культуре, в каждом периоде истории. Кроме того, Церковь иногда была коррумпирована изнутри. Люди, далекие от христианской веры и имеющие лишь формальное отношение к учению Христа, тем не менее занимали влиятельные посты в структурах Церкви. В результате ее влияние на общество временами бывало вредоносным.

Но и сама Церковь немало пострадала от тирании. За последние века христианам пришлось научиться жить под гнетом репрессивных режимов. Что выбрать: сопротивление или сосуществование? В XX веке европейская Церковь оказалась в тени двух особенно враждебных идеологий.

Нацизм

Подобно многим политикам и обычным людям, лидеры Церкви с трудом представляли свое будущее, когда Гитлер пришел к власти. Руководство Римской католической церкви в общем и целом выказало слабость и неуверенность. Но некоторые епископы и священники заняли твердую позицию; многие из них приняли мученическую смерть. Лих-тенберг, настоятель Берлинского собора, протестовал со своей кафедры против преследований евреев. Он умер по пути в концлагерь. Противодействие влиятельных духовных лидеров заставило Гитлера отказаться от своего плана «эвтаназии для неизлечимых». А «Папа Пий XII тайно позволил использовать себя в качестве канала связи между немецкими заговорщиками против Гитлера и британским правительством» (Оуэн Чедвик).

В Германии лютеранская церковь заняла непримиримую позицию по отношению к нацистскому режиму. Лютеранский пастор Мартин Нимеллер, один из ведущих участников сопротивления, был заключен Гитлером в концлагерь в 1937 году. Он отказался от условного освобождения и оставался там до конца войны. Другой видной фигурой был Дитрих Бонхеффер.

«Сопротивление лютеранской церкви политике Гитлера продолжалось до конца войны. Церковь выдержала яростные нападки на оппозиционеров и нонконформистов и постоянно возвышала свой голос с 2000 кафедр по всей стране».

Е. Г. Робертсон

Марксизм

Карл Маркс (1813-1883) называл религию «опиумом для народа». С его точки зрения, Богатые могли пользоваться религией для эксплуатации бедных, затуманивая сознание людей обещанием грядущего небесного блаженства. После русской революции 1917 года Церковь сразу же столкнулась с репрессиями атеистической диктатуры. Около 8000 священников и монахинь были казнены еще при жизни Ленина. При Сталине (1877 — 1953) христианам в СССР было трудно встречаться даже для Богослужения.

Последующие советские лидеры относились к Церкви лишь немногим лучше — особенно это касается выходцев из КГБ. В тех странах, где у власти находились коммунистические режимы, существовала напряженность между христианами, верившими в необходимость сопротивления, и теми, кто считал возможным заключить шаткое перемирие с государством.

Христиане в Китае, Северной Корее и других тот

Страницы: 1 2