Харизматическое движение
История христианства / Христианская церковь / Современные движения / Харизматическое движение

В 1960 году Деннис Беннетт, англиканский пастор из Калифорнии, попал в выпуски общенаци-ональных новостей. В его церкви происходили со-бытия, которые в общественном сознании были связаны с церквами Пятидесятницы, основанными на 50 лет раньше. Прихожане утверждали, что «получили крещение от Святого Духа» и начали говорить

на незнакомых языках. Подобные феномены происходили повсюду, и движение начало распространяться по миру с замечательной скоростью.

Сначала движение повлияло на протестантскую и англиканскую церкви, но в конце 60-х годов оказало воздействие и на Римскую католическую церковь. В начале 70-х годов его влияние ощущалось и в Греческой православной церкви, что само по себе заслуживает внимания, учитывая строгую приверженность традициям и сопротивление новым веяниям, характерные для Восточной православной церкви (см. главу 12).

В харизматическом движении (которое иногда называется Движением Обновления) акцент делается на добровольном подчинении верующих силе Святого Духа. Харизматическое Богослужение обычно проходит в неформальной обстановке, с молитвами, пением и «пастырством»: один - два человека (часто из мирян) молятся за членов конгрегации. Распространено такое явление, как разговор или пение на «неизвестных языках» (глоссолалия), которые считаются языками трансцендентальной молитвы и хвалы. Богослужению присущи восторженность и стихийность, но хоровое пение или молчание также играет важную роль в некоторых церквах.

Непосредственное ощущение Святого Духа, столь важное в харизматическом Богослужении, порождает чувство близости и содружества. Все члены конгрегации могут участвовать в службе или даже возглавлять ее. Поощряется проявление даров Святого Духа (1-е Коринфянам, 12-14), включая исцеление через молитву, а также «чудеса и знамения».

В 1994 году с так называемого «торонтского благословения» начался новый этап в харизматическом движении. Некоторые христиане верят, что Бог готовит свой народ к повсеместному возрождению Церкви через новое нисхождение Святого Духа. Движение началось в одной из церквей Торонто и быстро распространилось по свету.

Феномены, связанные с «торонтским благословением», часто экстравагантны и даже нелепы. Люди, «убитые в Духе», могут несколько минут неподвижно лежать на земле. Иногда они плачут или смеются; другие лают, как собаки, или рычат, как львы. Вполне естественно, что некоторые христиане, даже симпатизирующие харизматическому обновлению, не спешат признать «торонтсткое благословение» подлинным движением, вдохновленным Святым Духом. Другие свидетельствуют о новой любви к Иисусу, Библии и своим ближним, которая следует за такими переживаниями.

Большое число харизматических христиан во всех конфессиях заставило «традиционные церкви» серьезно относиться к движению обновления. Об этом свидетельствует и тот факт, что начиная с 1960 года было составлено более ста официальных конфессиональных документов движения. Оценки становились все более позитивными, и движение было поддержано некоторыми ведущими религиозными деятелями, например католическим кардиналом Сьюненсом из Бельгии.

Харизматическое движение оказало значительное влияние на традиционные церкви. В некоторых случаях оно привело к расколу, поскольку консервативные христиане с подозрением относятся к тому, что им кажется чрезмерным энтузиазмом и проявлением эмоций. Но многие церкви и отдельные христиане менее формальны и открыты для общения, даже если не считают себя «принадлежащими» к харизматическому движению.