«Море веры»
История христианства / Христианская церковь / Современные движения / «Море веры»

Небольшая, но хорошо организованная группа интеллектуалов основала движение «Море Веры», Большинство членов этого движения весьма радикально относится к христианской теологии. Дон Кап-пит, бывший декан Иммануиловского колледжа в Оксфорде, является одним из его лидеров. Он считает, что такие понятия, как «Бог» и «небеса», не имеют реального содержания вне человеческого языка и воображения. Эти понятия и библейские истории о них являются полезными (а для некоторых, возможно, жизненно важными) символами и мифами, позволяющими нам вести нравственную и целенаправленную жизнь.

Дон Каппит с удовольствием пользуется традиционной христианской терминологией, например «Христос есть Господь моей жизни». Но он имеет в виду нечто совершенно иное, чем ортодоксальные верующие, а именно — «приверженность определенным ценностям, и не более того». Когда он говорит о воскрешении, то речь идет не о том, что Бог воскресил Иисуса из мертвых, а о «воскрешенной жизни». Под «воскрешенной» подразумевается некая «солнечная жизнь»: подобно Солнцу, мы горим некоторое время, распространяя тепло и свет, а потом сгораем навсегда.

«Викарий, не верующий в Бога» довольно часто высказывает свои взгляды в средствах массовой информации. Сторонники такого подхода к христианству указывают на его духовную крепость: мы встречаемся с суровой реальностью лицом к лицу, не помышляя об эскапизме. Бога «вовне» не существует; жизнь после смерти — лишь иллюзия. Мы должны примириться со славой и трагедией своего земного бытия, поскольку ничего иного нам не дано.

Критики справедливо указывают, что христианская вера без реального Бога и надежды на спасение страдает «малокровием». Некоторые сомневаются, может ли это вообще называться христианством. Они также говорят, что несмотря на всю свою суровость и напускной героизм теология «Моря Веры» не имеет истинного ощущения глубины человеческой трагедии и безнадежности. Она «работает» для людей, которые — в силу своего воспитания и темперамента — справедливы, нравственны и интересуются религиозными идеями. Но Евангелие было дано для всех. Малькольм Уорсли (см. главу 6) утверждает, что он не смог бы жить «воскрешенной жизнью». Без реального Бога, дающего реальную силу, милосердие и всепрощение, он никогда не смог бы выбраться из сточной канавы.