Фундаментализм
История христианства / Христианская церковь / Современные движения / Фундаментализм

Сообщения о фундаменталистах часто можно слышать в выпусках новостей. Они считаются опасными и непредсказуемыми людьми. К сожалению, это подозрение довольно часто бывает обоснованным. Христианские фундаменталисты не гнушаются насилием по отношению к врачам, практикующим аборты; мусульманские фундаменталисты участвуют в террористических акциях — нам не раз приходилось слышать сообщения о фанатиках, взрывающих себя в людных местах. Еврейские фундаменталисты ставят препоны мирному процессу в Израиле, выступая против принципа «земли в обмен на мир». Весь мир содрогнулся, когда в 1995 году израильский премьер-министр Ицхак Рабин был застрелен членом еврейской фундаменталистской группировки. Убийца Игал Амир утверждал, что он действовал по воле Бога в лучших интересах Израиля. Поэтому фундаментализм стал синонимом фанатизма, непоколебимой уверенности и страстного, часто насильственного эвения в достижении сомнительных целей. Некоторые наблюдатели видят в фундаментализме главную угрозу международному миру и стабильности.

Термин фундаментализм впервые появился в серии брошюр, написанных в Америке в 1909-1915 годах. Эти памфлеты назывались «Фундаменталиями» (т. е. основами). Они были написаны консерватив-ными христианами-протестантами, желавшими восстановить «основы» христианской веры. Авторы были бы потрясены, если бы узнали, какой долгий проделало придуманное ими название.

Христианские фундаменталисты заявляют, что следуют Библии во всех делах жизни и веры. Иногда они бросают вызов современной науке, утверждая, что теория эволюции дискредитировала себя, и пытаясь заменить ее теорией «юной Земли», еще известной как креационизм. По их словам, они получают из Библии ясное представление о грядущих событиях, ведущих к концу света и возвращению Иисуса Христа в Небесной Славе.

Как уже упоминалось, глубокие подозрения в отношении некоторых фундаменталистов хорошо основаны. Но сравнительно немногие современные христианские фундаменталисты поддерживают насилие, в то время как большинство является вполне добропорядочными гражданами и членами церкви. Следуя примеру своих влиятельных лидеров, многие фундаменталисты, особенно в США, провозгласили политическую повестку дня. По некоторым проблемам, таким, как аборты и эвтаназия, они сходятся во взглядах с римскими католиками, хотя их понимание «Церкви» во многом отличается от католического. Тем не менее они тоже неустанно подчеркивают авторитет лидеров Церкви.

Евангелисты и фундаменталисты

Иногда бывает удобно назвать своего оппонента «фундаменталистом», не имея веских доводов в споре с ним. Этот термин иногда применяется по отношению к христианам, скрупулезно придерживающимся библейских догм, однако не разделяющим те негативные качества, о которых мы говорили. Это вызывает справедливые протесты со стороны христиан, предпочитающих называть себя «евангелистами».

Евангелисты, в отличие от фундаменталистов, принимают библейскую критику (см. главу 5), хотя и настаивают на ее разумном применении. Они также признают, что не все пассажи из Библии следует понимать буквально. Евангелисты не увлекаются доктринальными измышлениями по поводу скорого пришествия Христа и конца света. Проявляя реалистичное отношение ко греху и человеческой природе, евангелисты не клеймят современную культуру, называя ее «неисправимо порочной», как делают многие фундаменталисты.