Одна церковь, много церквей
История христианства / Христианская церковь / Одна церковь, много церквей / Одна церковь, много церквей

Христианская Церковь похожа на огромную гору. Если мы смотрим на нее или даже стоим на вершине, то не можем видеть все стороны одновременно. Вид, который открывается с другого наблюдательного пункта, может сильно отличаться от нашего. Цель этой главы — обойти вокруг горы и получить более полное представление о Церкви, как о религиозном учреждении, сообществе народов и одном из важнейших факторов мировой истории. Но если есть только одна Церковь, одна гора, то откуда взялось столько разных конфессий? Все христиане, независимо от своей национальной принадлежности, культуры и традиции, объединены «во Христе» -- Его любовью, милостью и всепрощением. Поэтому может быть только одна Церковь и одно христианство, распространенное через все поколения и по всему миру (что обозначается греческим словом «каїкоііков»). Отсюда и формулировка в Никейском Символе веры: «Веруем во едину святую, Соборную и Апостольскую церковь». Но Церковь состоит и всегда состояла из людей с разной историей и культурой, живущих в разных местах. Там, где верующие собираются вместе, появляется церковь, которая отличается от церкви на другом континенте, пусть даже во внешних деталях. Поэтому утверждение «одна Церковь, много церквей» имеет глубинный смысл. Упоминания об этом можно найти уже в Новом Завете, где есть, к примеру, галатские церкви, азиатские церкви, языческие (не иудейские) церкви.

Конечно, отличия бывают не только географическими. В разных конфессиях мы обнаруживаем разные обряды Богослужения, убеждения и этические требования. Такие различия были очевидны уже в первые десятилетия существования христианства, описанные в книгах Нового Завета — например, различия между христианами-иудеями и христианами-язычниками (Деяния, 6:1) и между апостолами Петром и Павлом (к Галатам, 2:11).

За века распространения христианства по всему миру оно ассимилировалось в разных культурах, часто вытесняя старые языческие верования. Из-за расхождений во мнениях и притязаний на «подлинность» и «полномочность» некоторые христианские группы начали отделяться от других. Иногда дело доходило до открытого противостояния и кровопролития. Одной из обнадеживающих особенностей XX века является то, что христиане разных конфессий снова начинают признавать друг друга, собираются для дискуссий, достигают взаимного согласия, а иногда и явного сближения позиций (см. главу 13). Но основные «блоки» христианства остаются неизменными, и в этой главе мы рассмотрим главные отличительные особенности следующих вероисповеданий:

• Восточной православной церкви (213 миллионов верующих).

• Римской католической церкви (980 миллионов верующих).

• Христиан-католиков, не признающих главенства Рима (6 миллионов верующих).

• Протестантской церкви (примерно 350 миллионов верующих).

• Англиканской церкви (58 миллионов верующих).

• Харизматических церквей/пятидесятников (460 миллионов верующих).

• Туземных церквей, преимущественно африканских и азиатских, не связанных с основными зарубежными течениями христианства (192 миллиона верующих).

Кроме того, еще около 33 миллионов человек принадлежат к группам, которые называют себя христианскими, но находятся вне основного русла христианской веры (свидетели Иеговы, мормоны, христианские ученые, унитарианцы, спиритуалисты и британские израэлиты). Все христиане, вместе взятые, составляют 34% общего населения Земли (мусульмане составляют около 18%, индуисты 13,5%, буддисты 6%, ортодоксальные евреи 0,3%).