Мария, мать Иисуса
История христианства / Христианская церковь / Святые, мученики, грехи и добродетели / Мария, мать Иисуса

Все христиане, особенно римские католики, отводят матери Иисуса особое место. Она была окружена всеобщим преклонением, в Ее честь воздвигались бесчисленные статуи, тысячи картин увековечивали Ее память. Сцена Благовещения, когда ангел Гавриил возвестил Марии о том, что Она понесет сына (Лука, 1:26-38), изображалась на бесчисленных полотнах, некоторые из них приобрели мировую известность.

В определенные периоды истории (а кое-где и в наши дни) молитвы, обращенные к Богородице, считаются столь действенными, что ее называют «защитницей грешников». Дева Мария имеет много других титулов: Матерь Божья, Богородица (Хксоїоков), Царица Небесная, Святая Дева, Матерь Ангелов и даже Искупительница, вместе с Христом. Иногда поклонение Деве Марии и религиозное рвение по отношению к ней выходит за рамки официального учения Церкви, что потребовало следующего разъяснения: «Эта особая преданность (Марии) . по сути своей отличается от преклонения, оказываемого воплощенному Слову наравне с Отцом и Святым Духом» (Катехизис католической церкви).

С течением времени развились другие верования, такие, как непорочное зачатие Марии (не путать с непорочным зачатием Иисуса), догматы о ее вечной девственности и Успении (телесном вознесении на небо). Последнее было официально обнародовано лишь в 1950 году Папой Пием XII. Ватиканская булла (официальное заявление) от 1854 года определяет непорочное зачатие Марии как веру в то, что «с первого момента своего зачатия Благословенная Дева Мария была . очищена от всякого первородного греха» (см. Катехизис 1994 года для дальнейших подробностей).

Это официальная доктрина Римской католической церкви, но многие протестанты возражают против нее по трем причинам. Во-первых, такие взгляды исторически бездоказательны. Во-вторых, они оказывают плохую услугу самой Деве Марии, которая является совершенно особенной женщиной и без этих ложных домыслов. В-третьих, они отвлекают внимание от Иисуса — истинного и единственного Спасителя. По мнению протестантов, Матерь Божью следует почитать за:

• Ее смирение и готовность служить Богу (Лука, 1:38).

• Ее понимание приоритетов Бога, Его «призрения к бедным». В Магнификате, или Величании Богородицы (Лука, 1:46-55), Дева Мария провозглашает: «Он низложил сильных с престолов и вознес смиренных . »

• Ее преданность Иисусу, проявляемой не только во время свадьбы в Кане Галилейской (Иоанн, 2:5), но и во время Его распятия. Мы узнаем, что быть избранным Богом означает терпеть горе и страдания, но приносить с собой радость и великую честь.

В «Оксфордском словаре святых» дана уравновешенная оценка отношения к Богородице: «Как в восточной, так и в западной церквах Дева Мария занимает почетное положение среди всех святых. Великая честь быть матерью Того, кто, согласно христианской вере, являлся одновременно Богом и Человеком — причина особого преклонения перед Девой Марией. Фома Аквинский называет преклонением, превосходящим любое преклонение перед святыми, но все же находящемся бесконечно ниже обожания, причитающегося одному лишь Богу, которое кощунственно приписывать любому другому существу».

Фома Беккет, архиепископ Кентерберийский с 1162 по 1170 год, находился в оппозиции королю Генриху II Плантагенету. Он был изгнан во Францию, но вернулся в Кентербери в 1170 году. Фома Беккет был убит придворными рыцарями на ступенях алтаря во время службы, несмотря на договор между королем и Папой. Этот эпизод вызвал огромный резонанс во всей Европе, и множество новых

храмов, строившихся от Исландии до Сицилии, посвящалось св. Фоме. Его канонизировали в 1173 году. В течение 10 лет около его гробницы было описано 703 чуда. Мученики времен реформации