Реликвии и гробницыИстория христианства / Христианская церковь / Святые, мученики, грехи и добродетели / Реликвии и гробницы
Публичное поклонение мученикам практиковалось начиная со II века нашей эры; епископ Поликарп был первым историческим примером такого поклонения. Обычай существовал в местных христианских общинах, собиравшихся возле гробницы мученика. В его основе были:
• древняя иудейская традиция почитания памяти патриархов, пророков и мучеников, с возведением монументов над их останками;
• вера в то, что христианские мученики находятся на небесах и, следовательно, могут молиться за тех, кто просит их о помощи.
Поклонение святым вскоре было подкреплено «святыми мощами». В гробницах лежали кости, которые можно было потрогать и перенести из одного места в другое. Кости Поликарпа ценились «превыше драгоценных самоцветов». Таким образом, останки любого святого, а следовательно, и культ поклонения можно было перемещать с места на место. Это «открыло европейские маршруты для священных путешествий, священной коммерции и в конечном счете для священного воровства» (Роберт Маркус). А также, следует добавить, для священного мошенничества.
Останки христианских святых считались источником исцеления и защиты для той церкви, которая владела ими. Сочетание костей, жажды наживы, предрассудков и местных амбиций открывало широкий простор для коррупции и обмана. Это не означает, что выражение почтения к святым и мученикам было изначально неправильным. Без сомнения, многие христиане укреплялись в вере, размышляя о деяниях своих предшественников. Но опасения по поводу злоупотребления святыми мощами возникли очень давно. Св. Августин подчеркивал огромное различие между преклонением перед мучениками и служением Богу. Он писал: «Мы строим храмы в честь наших мучеников не как святилища для Богов, но как гробницы смертных людей, чьи души пребывают с Господом».