Похоронные обряды
История христианства / Христианская вера и обычаи / Перед лицом смерти: четыре последних откровения / Похоронные обряды

Поскольку христианская вера укоренилась во многих культурах, каждая из которых имеет свои Богатые традиции, похоронные службы различаются во внешних деталях — так же, как таинства брака и крещения. В некоторых странах гроб остается открытым до погребения и скорбящие могут видеть тело. В других традициях тело остается закрытым для всех, кроме близких родственников. Иногда гроб остается дома; иногда гроб с телом выставляется в церкви или часовне до начала похоронной службы.

Погребение (обычно в земле, но иногда и в море) в течение многих веков было христианским обычаем, если не считать исключительных случаев, таких, как эпидемия чумы — и даже тогда умерших часто хоронили по всем правилам. Но индустриальная революция привела к образованию крупных городов, где ощущается постоянная нехватка свободного места. Кремация вошла в практику около 1875 года и сразу же вызвала подозрения и критику. Она действительно осуждалась Римской католической церковью до 1963 года. С самого начала поборники «свободной мысли» рекламировали кремацию в надежде, что она уничтожит веру в воскрешение тела. «Но последствия оказались прямо противоположными. В некоторых случаях благоговение перед человеческим телом более очевидно при кремации, чем при погребении» (Оуэн Чэдвик).

Погребение и кремация являются в равной степени подходящими способами, отмечающими завершение человеческой жизни с произнесением торжественных слов: «Прах к праху, пепел к пеплу, с надеждой и уверенностью на воскрешение и жизнь вечную в Господе нашем, Иисусе Христе».

Некоторые похоронные службы очень просты; другие продолжительны и могут включать реквием (похоронную мессу). Любой похоронный обряд напоминает нам о краткосрочности нашего земного бытия и о необходимости строить нашу жизнь в свете этого факта. Несмотря на различия, все христианские похоронные службы имеют основные черты сходства. Это достойное отношение к телу усопшего, атмосфера скорби и утраты, нота уверенности в Божьей любви и вечной жизни.

По автобиографическому роману Дж. Г. Болларда «Империя солнца» был снят фильм, удостоенный международной премии. В нем рассказана история Джима — мальчика, выжившего в японском концлагере. Один из эпизодов повествует о том, как он с двумя христианскими миссионерами хоронит умершего товарища.

«Женщины сняли мистера Радика с тележки. Хотя усилие утомило их, они обращались с ним с такой же заботливостью, какую выказывали при его жизни. Был ли он по-прежнему живым для этих двух христианских вдов? Сильные религиозные убеждения всегда производили впечатление на Джима. Его родители были агностиками, но он уважал ревностных христиан так же, как уважал людей, которые были членами клуба графа Цеппелина или совершали покупки в китайских лавках — за их мастерство в чужом, экзотическом ритуале. Кроме того, люди, упорнее всего работавшие на благо других, такие, как миссис Филипс, миссис Гилмор и доктор Рэнсом, часто придерживались убеждений, которые впоследствии оказывались правильными».