Небеса
История христианства / Христианская вера и обычаи / Перед лицом смерти: четыре последних откровения / Небеса
Страница 1

Характерной чертой христианской мысли, рассматривающей кратковременность нашего земного бытия и значение смерти, является идея воскрешения. Благодаря своей твердой вере в воскрешение, св. Павел смог провозгласить, что умереть означает «быть со Христом, потому что это несравненно лучше» (к Филиппийцам, 1:23). Современный журналист Малькольм Магридж развивает эту тему. По его мнению, умереть — все равно что выехать из ветхого дома и попасть в великолепный дворец, со всеми оплаченными издержками! В своем «Журнале» Папа Иоанн XXIII писал, что его вещи собраны, и он готов уйти.

Христиане отрицают, что, говоря о небесах, они принимают желаемое за действительное, так как их надежда основана на Божьей любви и всепрощении и на воскрешении Иисуса Христа. Празднуя Пасху, мы признаем великий факт преодоления смерти.

Некоторые древние «природные религии» основаны на вере в умирающего и воскресающего Бога -таков Осирис в Египте и Ваал в Ханаане. Декламируя и разыгрывая в лицах свои великие мифы, люди стремились подчеркнуть веру в то, что на смену холодному или засушливому времени года снова придет пора урожая и плодородия. Но между этими религиями и христианской верой существует разительный контраст. В религиях плодородия воскрешение происходит на мифологическом уровне: это вымысел, а не история. Христиане же верят, что в Иисусе Христе «миф стал реальностью». То, что ежегодно «происходило» в древних религиях, согласно Библии, действительно произошло с Иисусом Христом — один раз, и для всех людей. Идея стала событием, ворвавшись в историю и преобразив будущее. Так утверждают христиане, и по этой причине Пасха стала главным христианским праздником.

Воскрешение Иисуса, вне всякого сомнения, было чудесным событием. Но с христианской точки зрения это также событие огромной важности. Однажды в истории человек победил смерть не ради себя самого. Воскресив Иисуса из мертвых, Бог нанес поражение самой смерти. После этого мир уже не был таким, как раньше. Это был решающий момент для всего человечества.

В Новом Завете воскрешение Иисуса описывается как «первые плоды» великого урожая: мы и есть этот урожай. Можно привлечь другой образ: Иисус распахнул ворота к славе. Джон Донн (1571 — 1631), настоятель собора св. Павла, говорит об этом в своем сонете «Не величайся, смерть»:

Не величайся, смерть, пусть и зовут тебя Ужасной и могучей — это ложь . Лишь минет краткий сон, как миг один,— Навек проснемся мы. Смерть, ты умрешь.

Это не означает, что встреча со смертью обязательно легка для христианина. Дерек Уорлок, римский католический епископ Ливерпуля, умер от рака легких в 1996 году. Он честно и трогательно писал о своих страданиях и о своей вере: «Духовно я оставался холодным как камень и отчаянно страдал от кошмаров». Но затем он добавляет: «Наши трудности и страдания могут казаться жестокими и бессмысленными, если не соотнести их с задачей Спасения. Сердцем мы сознаем, что они могут быть способом, с помощью которого мы привлечены к Промыслу и цели нашего Спасителя. Это нелегко, но это часть нашей веры» («С надеждой в сердце»).

«Бедный я человек! Кто избавит меня от сего тела смерти? Благодарю Бога моего Иисусом Христом, Господом нашим».

К Римлянам, 7:24-25

«Впервые я изучил себя с серьезной практической целью и обнаружил нечто, ужаснувшее меня: зоопарк похотей, бедлам амбиций, рассадник страхов, гарем злых помыслов. Имя мое было легион».

К. С. Льюис «Удивленныйрадостью»

Когда «книга жизни» открыта, мы можем найти там эти отвратительные, недостойные и эгоистичные вещи — во всем, что мы говорили и делали, написанные черным по белому. Или даже хуже: мы обнаруживаем длинный перечень добрых дел, так и оставшихся невыполненными из-за нашей гордыни, равнодушия или враждебности.

Страницы: 1 2