Суд
История христианства / Христианская вера и обычаи / Перед лицом смерти: четыре последних откровения / Суд

В Новом Завете мы находим лаконичное высказывание: «Человекам положено однажды умереть, а потом суд» (кЕвреям, 9:27). Апостольский Символ веры IV века развивает эту тему. Там сказано, что Иисус Христос «снова придет судить живых и мертвых». Наряду с радостным свидетельством воскрешения, Библия предупреждает нас, что все мы будем держать отчет перед Богом. Когда-нибудь нас спросят, на что мы употребили свои таланты, возможности и энергию. Но самое главное, нас спросят, как мы вели себя по отношению к бедным, нуждающимся и отверженным (Матфей, 25:31-46).

Несмотря на призыв задуматься о нашей неизбежной кончине, в любой христианской похоронной службе ощущается мощная нота надежды и даже радости. Это не означает, что слезы и горе неуместны. Напротив: те, кто понес утрату, должны открыто проявлять свою скорбь. Можно привести волнующий пример из Нового Завета. После гибели св. Стефана, первого христианского мученика, мы читаем, что его «погребли мужи благоговейные и сделали великий плач о нем» (Деяния, 8:2). Их слезы были не о

Стефане, умершем в сиянии веры и теперь находившемся «на другом берегу, в предвечном свете» (Эрик Милнер Уайт). Они плакали о себе. Их глашатай и близкий друг ушел от них, и они горевали о том, как им его не хватает.

Для христиан надежда и спокойствие перед лицом смерти основаны не на вере в человеческую добродетель, а на вере в милость Божию. Библия развивает Богатую доктрину человечности. В ней признается наше великое достоинство, как существ, созданных по образу и подобию Божию, от Которого мы получили способность мыслить, чувствовать, общаться и творить. Есть и упоминания о темной стороне человеческой натуры: «Все согрешили и лишены славы Божией» (к Римлянам, 3:23). Распространенное заблуждение заключается в том, что Бог добавляет наши добрые дела в один столбец, а дурные дела и упущения — в другой. Затем он вычитает одно из другого, и наше вечное спасение или проклятие зависит от «размера кредита». Это грубое описание одного из укоренившихся предрассудков.

Но христианский Бог — не счетовод, подводящий баланс нашей жизни. Согласно Библии, никто из нас не мог бы попасть на небеса, если бы это было основой нашего спасения. На самом деле в счет идут лишь искреннее покаяние и вера в милосердие и всепрощение любящего Бога. Разбойник, умерший на кресте рядом с Иисусом, подает нам пример своей просьбой: «Помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое!» Иисус ответил милосердным обещанием: «Ныне же будешь со Мною в раю».