Пресуществление
История христианства / Христианская вера и обычаи / Таинства / Пресуществление

С течением времени в акцентах и понимании происходящего во время таинства святого причастия возникли определенные расхождения. Особенно горячие теологические дискуссии развернулись вокруг смысла фразы «сие есть Тело Мое». С одной стороны, преломление хлеба и разделение вина считались мощным средством напоминания о кульминационном моменте нашего спасения. В жизни верующих происходит важная перемена, когда они снова становятся свидетелями Божьей любви, явленной в жизни и смерти Иисуса Христа.

С другой стороны, многие считали, что нечто очень важное происходит не только в сердцах верующих, но и с хлебом и вином. Иногда это называлось пресуществлением. Пресуществление есть вера в то, что, когда священник произносит молитву и освящает хлеб и вино, они фактически становятся телом и кровью Христовой. В 1551 году Трентский Собор постановил следующее: «После освящения хлеба и вина наш Господь Иисус Христос истинно и пресуществленно содержится в благом таинстве святой евхаристии в облике сих физических веществ». Таким образом, утверждается вера в Реальное Присутствие: Иисус присутствует в элементах таинства реальным, а не только символическим образом.

Необходимо отметить следующее:

• Те, кто придерживается этой точки зрения, не отрицают, что участники таинства едят настоящий хлеб и пьют настоящее вино. Они указывают на различие, проводимое древнегреческим философом Аристотелем между сущностью и акциденцией. Сущность относится к изначальной природе вещества, акциденция — к его внешнему виду (цвету, форме, вкусу). С этой точки зрения акциденции хлеба и вина сохраняются — на вид и на вкус они по-прежнему остаются хлебом и вином. Но их сущность меняется, становясь телом и кровью Иисуса Христа.

• Реформисты XVI века (см. главу 17) критиковали эту точку зрения, хотя и не соглашались между со бой во всех подробностях. Мартин Лютер придерживался идеи совместного пресуществления — то есть сущность хлеба и тела Христова совместно присутствуют в таинстве причастия. Когда железо помещают в огонь, оно раскаляется; в нем одновременно присутствуют и жар, и железо. Такая простая аналогия позволяет нам понять таинство евхаристии, говорил Лютер. Он указывал, что сам факт присутствия Христа более важен, чем любое объяснение или теория. Другие напоминали, что Иисус пользовался ярким образным языком. Фраза «сие есть Тело Мое», по их мнению, означает: «Будьте внимательны. Этот хлеб олицетворяет Мое тело, преломленное за вас». Хлеб остается хлебом, но получает особое, священное предназначение.

• Дебаты были очень острыми. В Европе XVI века вера людей в реальное присутствие Христа при совершении таинства святого причастия была вопросом жизни или смерти. К счастью, теперь споры лишились былой ожесточенности. Многие католики и протестанты считают, что не имеет значения, является ли вера всех христиан совершенно одинаковой. Некоторые современные католические теоло ги переработали старые идеи и пустили в оборот новые термины. К примеру, Эдвард Шильбек го ворит о транссигнификации — то есть о том, что освящение хлеба и вина связано в первую очередь со сменой значения.

• Лидеры Церкви прилагают большие усилия к сближению и взаимопониманию между конфессиями. В 1982 году Всемирный Совет Церквей устроил в Лиме межконфессиональную конференцию, где рассматривались вопросы крещения, евхаристии и пастырства. АЯС1С (Римско-англиканская международная католическая комиссия) с 1970 года проводит дискуссии между римскими католиками и англиканцами.

Тем не менее святое причастие, вместе со связанными вопросами священное лужения, продолжает оставаться одной из главных причин разделения между конфессиями. В большинстве церквей члены других конфессий допускаются к таинству причастия. Но Римская католическая церковь официально запрещает своим членам получать причастие в других церквах и не причащает некатоликов 1.

Возможно, простые слова матери Терезы, с которыми согласятся все христиане, показывают, что такое согласие более важно, чем очевидные различия.

«Когда Иисус пришел в мир, Он возлюбил его так сильно, что отдал свою жизнь за нас. Что Он сделал? Он стал хлебом жизни. Ради нас Он стал маленьким, хрупким и беззащитным».

«Англиканская церковь приветствует святым причастием каждого, кто является членом Церкви Христовой . Поскольку мы верим, что есть лишь одна Церковь, нам подобает совершать таинство причастия со всеми христианами, к какой бы конфессии они ни принадлежали . Правило Римской католической церкви — не допускать к причастию верующих других конфессий — проистекает из их убежденности, что единая Церковь была расколота греховным несогласием. Получение святого причастия — знак уже достигнутого согласия, полного единства, к которому мы по-прежнему стремимся. Поэтому римские католики считают евхаристическое гостеприимство "латанием трещин"».

Дэвид Шеппард, англиканский епископ Ливерпуля