Святое причастие
Иисус провел в Иерусалиме неделю, предшествующую Его распятию. Праздник еврейской Пасхи попадает на эту неделю, когда иудеи устраивают особую трапезу в честь своего спасения из Египта. Они рассматривают это событие как великий акт милосердия Божьего. Зачитываются отрывки из Писания (в частности, из книги Исхода); специальные блюда подаются в определенном порядке.
В ночь перед распятием Иисус разделил такую трапезу со своими учениками (Тайная Вечеря). Преломив хлеб, он также порвал со старой традицией, так как произнес таинственные слова «сие есть Тело Мое». Взяв чашу с вином, Он добавил: «сие есть Новый Завет в Моей Крови». Передав вино и хлеб, Он сказал: «сие творите в Мое воспоминание». Это указание неукоснительно и радостно выполнялось во все века существования христианства. Тайная Вечеря положила начало второму главному таинству христианской веры.
С самого начала братская трапеза в память об Иисусе Христе и особенно о Его смерти и воскрешении занимала центральное место в обрядах Церкви (Деяния, 2:42). Вскоре она стала менее похожей на трапезу, чем на акт Богослужения, в котором еда и питье играют номинальную, символическую роль. Постепенно развился свод правил о том, кто может возглавлять трапезу, кто может участвовать в ней и при каких обстоятельствах. Таинство совершалось по воскресеньям, поскольку христиане считали этот день особенным (в отличие от еврейского Шаббата, или субботы) в честь воскрешения Господа.
Описание Тайной Вечери можно обнаружить в пяти местах Нового Завета. Мы находим сведения о ней в каждом из синоптических Евангелий (Матфей, 26, Марк, 14, Лука, 22), в Евангелии от Иоанна (13) и в Первом послании св. Павла к Коринфянам (1-е к Коринфянам, 11:23—32). У св. Павла мы также встречаем предупреждение: члены церкви злоупотребляли причастием. Он ясно дает понять, что есть
хлеб и пить вино «недостойным образом» является тяжким грехом. С тех пор христиан поощряли готовиться к причастию молитвой, а иногда и постом.
Св. Павел связывает причастие с возвращением Христа в славе небес: «Ибо всякий раз, когда едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет» (1-е к Коринфянам, 11:26). Это высказывание связано с Евангелием, где Иисус говорит ученикам, что не будет пить «от плода сего до того дня, когда буду пить с вами новое вино в царстве Отца Моего» (Матфей, 26:29). Эта тема используется в некоторых современных литургиях, например:
• Христос умер;
• Христос воскрес;
• Христос придет снова.
В четвертом Евангелии говорится о Тайной Вечере, но там нет описания преломления хлеба и угощения вином. Вместо этого там говорится, как Иисус взял полотенце и умыл ноги своим ученикам, подав им пример смиренного служения. Но св. Иоанн пользуется сакраментальным языком. После чуда с пятью хлебами и двумя рыбами он приводит проповедь, в которой Иисус говорит: «Я есмь хлеб жизни . Отцы ваши ели манну в пустыне и умерли. Хлеб же, сходящий с небес, таков, что ядущий его не умрет» (Иоанн, 6:48-51).