Культурные традиции БогослуженияИстория христианства / Христианская вера и обычаи / Молитва и Богослужение / Культурные традиции Богослужения
Пресвитерианское Богослужение в Шотландии выглядит более сурово и торжественно, чем Богослужение в церкви Пятидесятницы на Барбадосе (см. главу 12). Многие (особенно молодые люди, но и некоторые взрослые) ощущают потребность выразить себя в Богослужении, которое может значительно отличаться от традиционного. «Альтернативное Богослужение» организуется в разных местах; при этом используются музыкальные группы, синтезаторы, видеоаппаратура, танцы и драматические постановки. В Британии конца XX века нет «типичной» церковной службы. Одни лишь отличия внутри англиканской церкви могли бы поразить первых англиканцев. Но некоторые критерии являются общими для всех: там, где верующие воздают хвалу Господу, исповедуются в своих грехах, желают служить и следовать Иисусу Христу, происходит настоящее Богослужение.
Молитва цветет и плодоносит любыми вообразимыми способами — от молчания траппистских монахов или квакеров до речитатива традиционного Богослужения; от лаконичности воскресной обедни до свободных импровизаций лидера «альтернативной» общины. Методисты лучше, чем большинство других верующих, научились включать гимны в свои личные молитвы о заступничестве перед Богом. Некоторые христиане молятся по книгам и молитвенникам, другие предпочитают обходиться без книг.
Как и индивидуальная молитва, совместное Богослужение имеет «тройственную» форму. Оно совершается:
• в честь Бога Отца, источника веры и благодати;
• в честь Бога Сына, чья жизнь и труды положили начало Церкви;
• в честь Святого Духа, вдохновляющего верующих и наделяющего их дарами «каждому на пользу» (1-е к Коринфянам, 12:7).
И последнее, но весьма важное замечание. Богослужение не ограничивается службой в церкви; оно включает в себя всю жизнь верующих, как по воскресеньям, так и по будним дням. То, что происходит во время церковной службы,— кульминация служения Богу, совершаемого христианами в их повседневной жизни. Об этом следует помнить. В Библии мы находим грозное предупреждение: если то, что происходит вне формального Богослужения, противоречит сказанному во время обряда, то сам акт Богослужения утрачивает силу (Исайя, 1, Амос, 5). В правильном понимании, Богослужение — это посвящение всей нашей жизни Господу.
«Итак умоляю вас, братия, милосердием Бо-жиим, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения вашего. И не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего».
К Римлянам, 12:1-12
Пошли нас в мир с благословением Твоим, Даруй нам силу и мужество, Чтобы любить и служить Тебе С радостью и чистотою в сердце В Господе нашем, Иисусе Христе. Аминь.
Из «Книги общих молитв» Епископальной церкви США
«Одним из моих наиболее ярких воспоминаний о молитве стал визит в Намибию, когда там шла война. Мы с епископом Джеймсом Калумой выехали из Виндхука, чтобы посетить основную часть его епархии на севере страны . Мы ехали, не включая фар, чтобы не нарушать комендантский час, установленный южноафриканской армией, по разбитым колеям через заросли кустарника, постоянно рискуя подорваться на мине. Прижимаясь друг к другу на заднем сиденье, мы начали читать вслух вечернюю молитву, чтобы водитель мог слышать нас. Это был один из псалмов, обращенных к Богу с просьбой избавить нас от опасности. Я обнаружил, что с жаром повторяю слова, которые интерпретировал совершенно иначе в обычных условиях покоя и безопасности.
Этот случай во многом помог мне понять то, что можно назвать ресурсами христианской духовности. Их предназначение — поддерживать людей, борющихся с трудностями и опасностями, что выпадали на долю большинства верующих во все времена и эпохи».
Епископ Хампфри Тейлор