Размышление и созерцаниеИстория христианства / Христианская вера и обычаи / Молитва и Богослужение / Размышление и созерцание
Христианские духовные авторы уделяют большое внимание состоянию разума при молитве и методам молитвы. Размышление и созерцание определяются по-разному, и созерцание часто рассматривается как более зрелая стадия.
При размышлении мы думаем о тексте, истории или образе (часто взятом из Библии или из природы). Один знаменитый пример — бретонский крестьянин, простоявший несколько часов перед распятием. Когда его попросили описать свои впечатления, он ответил: «Я смотрел на Него, а Он смотрел на меня». Состояние чуткой рефлексии, когда мы пытаемся «прислушаться» к Богу, приводит нас к выводам, которые затем облекаются в действия.
При созерцании мыслительные процессы успокаиваются; молящийся человек взывает к Богу простым актом любви и самоотдачи. Хотя многие верующие постепенно переходят от размышления к созерцанию, некоторые занимаются созерцанием уже на ранних стадиях своего духовного странствия. Здесь можно провести параллель с ребенком, увидевшим нечто новое, чудесное и увлекательное. Ребенок поглощен необыкновенным зрелищем, его переполняет восторг. Поскольку созерцание отчасти сродни этому (оно коренится в безмолвном обожании), было бы удивительно, если бы некоторые христиане не испытывали подобных чувств.
При размышлении используются слова и визуальные образы. Созерцание может обходиться без этого, хотя иногда верующий повторяет короткую фразу или одно слово. Но наверное, лучше всего считать созерцание «бессловесным» обращением к Богу, когда нет необходимости в обычном мыслительном процессе. Христианские мистики разных эпох старались поведать о нем в меру своих сил, но с готовностью признавали, что оно не поддается достоверному описанию.